Ранним утром 20 января 1989 года из Архангельска вылетел пассажирский лайнер Ту-134 рейсом в Одессу. Полет проходил нормально, все было как обычно. Корабль планомерно приближался к аэродрому назначения, и командир стал выводить его на глиссаду для захода на посадку. Внезапно в пилотскую кабину, запугав бортпроводницу, ворвался неизвестный мужчина:
– Поворачивайте самолет на Турцию!
– Давай сядем в Одессе, заправимся топливом, а потом полетим дальше, – попытался схитрить командир, но это ему не удалось.
– Нет, лети прямо в Турцию, иначе я убью вас всех!
Летчики поняли, что уговорить разъяренного угонщика не получится, и решили справиться с ним своими силами. В экстремальной ситуации они не растерялись и действовали безошибочно. Экипаж совместными усилиями обезвредил преступника и предотвратил угон самолета за границу. К счастью, все закончилось благополучно. А могло быть и хуже…
Через полтора года ситуация повторилась. На этот раз пришлось вмешаться силовикам. 24 сентября 1990 года после посадки в самолет Ту-134, выполнявший рейс Архангельск –Ленинград, один из пассажиров, некий Поляков, передал экипажу записку с требованием лететь в Швецию. В ней он сообщал о наличии у него бомбы, которую взорвет в случае отказа. Взрывное устройство находится в «дипломате» и сработает при его падении. Для достоверности «дипломат» был привязан куском проволоки к ноге террориста.
Информация об этом быстро прошла в Управление КГБ, руководство которого дало указание ввести в действие план «Набат». Из Центра должна была прилететь группа антитеррора «Альфа» для проведения операции по захвату преступника.
В аэропорт срочно выехала группа спецназначения. К операции были привлечены силы УВД, транспортной милиции и военной контрразведки. С помощью переговоров удалось освободить почти всех заложников, находившихся на борту. Рассказывает участник захвата террориста Геннадий Дворянкин:
– Прошел час, другой, третий: мы были, как на иголках, поскольку Поляков нервничал и в любую минуту мог взорвать бомбу. Было очевидно, что московская «Альфа» прилететь к нам не успевает. Тогда было принято решение действовать своими силами. Бойцы группы захвата незаметно проникли в самолет и взяли под контроль обстановку в пассажирском салоне. Один из них, мастер рукопашного боя Александр Борыгин, одетый в летную форму, подошел к месту, где сидел террорист. Тот посмотрел на него, но ни о чем не догадался и продолжал сидеть. Александр невозмутимо поднял руку, якобы, «для проверки лампочки», покрутил ее пару секунд и внезапно ударил мужчину с такой силой, что по инерции сломал кресло. Поляков даже не понял, как оказался в руках закона.
Саперы осторожно вскрыли «дипломат» – никакого взрывного устройства в нем не оказалось, но, естественно, заранее никто об этом знать не мог. Поэтому в подобных случаях всегда действуют так, словно у террориста имеется настоящая бомба. и существует реальная угроза жизни пассажиров и членов экипажа. Главная задача – обезвредить преступника.
Желающие угнать самолет за границу нашлись и в Котласе. Так, 4 марта 1991 года местный житель Дубовцев захватил самолет Ан-24, выполнявший рейс Котлас – Ленинград. Невзирая на запрет бортпроводницы, он проник в пилотскую кабину и нагло предъявил свои требования:
– Слушай меня! Предлагаю изменить курс и лететь в Стокгольм!
– До Стокгольма не долететь, нужна заправка, – спокойно ответил командир и незаметно послал сигнал о захвате самолета диспетчеру воздушного движения.
– Долетим и без заправки, у самолета же должен быть запас топлива!
– Ты вот такой грамотный, а на борту 26 пассажиров. Разве можно так рисковать?
– Мне наплевать! Лети и все! Не полетишь – я взорву самолет!
Ситуация накалялась. Преступник был настроен решительно и в любой момент мог нажать кнопку взрывного устройства. Командир напряженно думал, как уговорить его не делать резких движений и разрешить сесть в советском аэропорту. Взволнованная бортпроводница контролировала обстановку в салоне – не исключено, что среди пассажиров есть сообщники.
– Подожди, не волнуйся, – обратился к угонщику второй пилот. – Сейчас мы подумаем, что можно сделать. Время еще есть.
– Думайте быстрее! – нервно прокричал угонщик.
Надо отдать должное экипажу – он проявил редкое самообладание и выдержку, продолжил переговоры и сумел-таки убедить преступника в необходимости посадки самолета на территории СССР для дозаправки. В ходе проведенных мероприятий пассажиры и экипаж были благополучно эвакуированы. Сам угонщик отказался покинуть самолет и, не желая сдаваться властям, привел в действие взрывное устройство. В результате он получил многочисленные ранения, от которых скончался в пути следования в больницу.
Не прошло и месяца, как 28 марта 1991 года житель Архангельской области Кузнецов, находясь на борту самолета Ту-134, следовавшего по маршруту Архангельск – Ленинград – Калининград, совершил попытку угона его в Стокгольм, угрожая взрывом воздушного судна. Экипаж правильно оценил обстановку и своими силами сумел обезвредить преступника.
В отношении Кузнецова было возбуждено уголовное дело, и преступника осудили на восемь лет лишения свободы. Говорили, что в тюрьме он поначалу хвастался своим «геройством», но не встретил одобрения сокамерников – над неудачником лишь посмеялись…
Статья писателя, члена Российского общества историков-архивистов и культурно-просветительного общества «Норд» Сергея Викторовича Суровцева "Угон самолёта" , журнал «Известия Русского Севера», 2013 год.