Если верить российским СМИ, в сопредельном братском государстве воюют хорошие украинцы с плохими украинцами. Если верить украинским СМИ, воюет весь украинский народ с террористами, которым активно помогает Россия. Но вот потерпел катастрофу малазийский пассажирский Boeing – и локальный конфликт моментально стал международным.
СМИ с удвоенной силой бросились на баррикады информационной войны. Но за размазыванием соплей по телеэкрану как-то замыливается главный вопрос. А кто, собственно говоря, виноват в трагедии? Понятно, что все сейчас пошли в отказ и начали тыкать друг в друга пальцем. Но давайте попробуем включить логическое мышление и попытаемся разобраться, что всё-таки произошло.
Несколько ключевых событий. Так сказать, восстановление хронологии.
Самое начало. Повстанцы радостно сообщают о сбитом транспортном самолёте Ан-26, новость подхватывают российские СМИ. Вскоре появляется информация, что упал пассажирский Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines. Киев молниеносно обвиняет повстанцев, Москва так же стремительно обвиняет Киев, повстанцы и СМИ про Ан-26 больше не вспоминают.
Некоторое время спустя повстанцы заявляют, что Boeing был сбит штурмовиком ВВС Украины, а они в свою очередь спустили с небес на землю этот самый штурмовик. Штурмовик не найден до сих пор. В то же время Киев заявляет, что Boeing был сбит ракетой класса «земля – воздух» с помощью ЗРК «Бук». Далее – путаница в показаниях: то «Бук» захвачен повстанцами в оставленных украинской армией воинских частях, то никто ничего не захватывал, но «Бук» у повстанцев есть, потому что его своевременно подогнала Россия. Россия крутит пальцем у виска в стиле «сами дураки» и что «Буки» числятся на вооружении у украинской армии. Повстанцы твердят, что у них ничего такого нет, как бы забывая о том, что ранее хвастались фактом захвата нескольких ЗРК именно этого типа. В Интернете появляются фотографии и видео «Бука» на территории, контролируемой повстанцами.
Вскоре становится известно, что Boeing 777 изменил традиционный маршрут. Самолёт летел севернее почти на 300 километров и на 600 метров ниже. Известно также, что «вели» самолёт днепропетровские диспетчеры.
На следующий день после крушения повстанцы заявили, что нашли среди обломков лайнера 8 бортовых самописцев – так называемых «чёрных ящиков». При этом отдать их власти ДНР были готовы исключительно Москве. Однако Москва забирать «чёрные ящики» отказалась, и в ДНР вдруг осознали, что никаких самописцев они не находили и найти вообще не могли, поскольку во всей Донецкой народной республике нет ни одного человека, который в принципе знает, как такие агрегаты должны выглядеть.
Итак, какие выводы можно сделать на основании этих обрывочных данных? Мне представляется следующая картина.
Украинские военные, уверенные, что Россия поставляет повстанцам системы ПВО, решились на авантюру, результатом которой и стало крушение Boeing 777. Зная, что повстанцы намерены сбивать все летательные аппараты противника, которые движутся над их территорией на досягаемых высотах, командование нацгвардии дало указание диспетчерам скорректировать курс авиалайнера таким образом, чтобы его маршрут пролегал через территорию ДНР в разрешённом международном эшелоне, но при этом в зоне досягаемости ЗРК «Бук». Расчёт прост: если «Бука» у повстанцев нет, лайнеру ничто не угрожает. А если есть, то они обязательно подставятся и тем самым подтвердят данные украинских военных перед мировым сообществом. И повстанцы подставились, проглотив заманчивую наживку и приняв пассажирский малазийский Boeing за украинский транспортник Ан-26. Они действительно были уверены, что сбивают самолёт противника. И естественно, не собирались губить международный авиарейс, ибо в этом попросту не было смысла. Для них, по крайней мере. Хорошая информированность и молниеносность обвинений со стороны Киева этим и объясняется: там прекрасно знали, кто, кого, почему и из чего сбил.
Остаётся ещё пара щекотливых моментов.
Первый. Можно ли в список причастных к трагедии и, соответственно, виновных в ней внести Россию? Это зависит от того, поставляет ли Москва украинским повстанцам оружие и чьи у них, собственно говоря, «Буки». Доподлинно неизвестно ни то, ни другое. Однако ситуация с метаниями по поводу найденных, а потом вдруг не найденных «чёрных ящиков» заставляет задуматься. И задуматься серьезно. Плюс столь же стремительные, как и у Киева однозначные обвинения. Их причина тоже понятна: признай Москва фатальную ошибку повстанцев – и образ благородного ополчения начнёт рассыпаться в прах. К тому же тогда придётся признать, что Киев одержал сокрушительную идеологическую победу. Подлым и низким способом, но одержал. Да ещё и наличие «Буков» у повстанцев станет очевидным. А уж тогда от вопросов, откуда они взялись и кто именно управляет сложной системой ПВО, чёрта с два отобьёшься.
Второй момент. Тактика трагедий с пассажирскими лайнерами – не украинская придумка. Это скорее почерк США. Опыт, применявшийся ими не раз. Многое, конечно, так и не было доказано. Но это как раз тот случай, когда все всё понимают, но будут молчать. Что касается нынешней трагедии, то каких-либо доказательств причастности Вашингтона тоже нет и вряд ли будут. Но подумать есть о чём.
Так кто же виноват в крушении с малазийского лайнера? Моё мнение: однозначно – и официальный Киев, и повстанцы ДНР. Первые осознанно вели самолёт на верную смерть, вторые пусть и по ошибке, но сбили. Вместе с тем солидарную с ними ответственность – недоказуемую, интуитивно понятную и обеими сторонами отрицаемую – вполне можно возложить на США и Россию. Только вот это уже противостояние двух геополитических монстров, остановившихся в одном шаге от третьей мировой войны. А поскольку развязывать её не готовы ни США, ни Россия, правда о произошедшей авиакатастрофе, скорее всего, так и останется на уровне бездоказательной теории.