В марте новый лоукостер предстал перед журналистами из регионов во всем своем великолепии, представляя вместе с компанией «Базэл Аэро» начало обширной полетной программы в аэропорты Сочи, Анапа и Геленджик. Полеты будут осуществляться по 25 внутрироссийским маршрутам.
Надо отдать должное специалистам, взявшим на себя ответственный труд — объяснять пишущему люду почем, как и отчего. Грамотно, по пунктам и едва ли не по слогам.
Любой дискаунтер обладает своими особенностями, поэтому прежде чем совершить покупку билета, рекомендую очень внимательно ознакомиться с сайтом «Победы», дабы потом не возникало обиженных криков на стойке регистрации.
Я максимально привожу все вопросы и ответы состоявшейся конференции, на ней было сказано много важного и объяснены многие спорные моменты, которые у недослушавших и невнимательных снова и снова будут вызывать желание для спекуляции.
Итак, поехали.
Из официалього пресс-релиза «Базэл-Аэро»: В рамках летнего расписания полетов авиакомпания «Победа» планирует выполнение масштабной полетной программы в курортные города Краснодарского края: Сочи, Анапу и Геленджик из столицы и регионов России.
Международный аэропорт Сочи обслужит рейсы авиакомпании по 16 направлениям – из Москвы, Архангельска, Белгорода, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Казани, Кирова, Магнитогорска, Махачкалы, Нижневартовска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Ульяновска и Уфы. Кроме этого, с 29 марта рейс по маршруту «Сочи-Внуково-Сочи» станет ежедневным. Все рейсы будут выполняться на воздушных судах Boeing-737-800 вместимостью до 189 пассажиров.
Международный аэропорт Анапа примет пассажиров из 8 городов — Москвы, Мурманска, Нижневартовска, Омска, Перми, Тюмени, Челябинска, Ханты-Мансийска.
Аэропорт Геленджик летом будет принимать два ежедневных рейса «Победы» из Москвы.
На вопросы журналистов отвечает генеральный директор авиакомпании «Победа» Калмыков Андрей Юрьевич.
— На сегодняшний день открываем более 20 направлений по регионам, мы полностью готовы к выполнению программы, отдельное спасибо руководству аэропорта «Сочи», за плодотворную работу по согласованию слотов, по снижению времени и повышению качества обслуживания. Я думаю, что у наших пассажиров, которые выберут «Победу» для путешествия летом на курорты, будет и комфорт, и отличная цена, и максимальное качество обслуживания со стороны аэропорта.
Мы готовы в 2015 году перевезти более трех миллионов пассажиров, думаю, что мы войдем в десятку крупнейших авиакомпаний России.
На сегодняшний день у нас 9 воздушных судов, 10 стоит в Шереметьево, ждем внесения в реестр экплуатанта, до конца лета у нас будет 13 воздушных судов, все они абсолютно одинаковые, с завода в Сиэтле. В каждом самолете 189 кресел в новой компановке.
И на сегодняшний день у нас самый молодой флот в России, где средний возраст самолета 3 месяца, поэтому мы готовы предложить не только низкие цены, но и высочайший уровень комфорта и безопасности полета.
Мы экономим практически на всем, кроме безопасности.
У нас самые лучшие пилоты, бортпроводники, инженеры и уровень технического обслуживания. Но самолеты новые поэтому первые годы требуется минимальный сервис, а способность самолета проводить максимальное время в воздухе позволяет нам оптимизировать тариф для пассажира.
— 999 рублей — это маркетинговый ход?
В авиации нет понятия себестоимости полета, но есть понятие себестоимости летного часа. И если мы возьмем все издержки авиакомпании и поделим на время, то себестоимость перевозки одного пассажира на любом расстоянии не будет равна 999 рублей.
999 рублей — это минимальный тариф, который мы готовы предложить на любом направлении, причем мы первые отказались от распространенной практики в России, когда указывается цена, ставится звездочка и внизу мелким шрифтом указывается «Плюс таксы и сборы». Мы указываем полную стоимость билета.
Другое дело, что количество билетов с такой ценой, конечно, ограничено.
Человек должен купить их заранее, чем ближе к дате вылета, чем больше заполняется самолет, система управления доходами повышает стоимость билетов. И, конечно, за день до вылета или в день вылета становится приближена к цене регулярного рейса.
— Вы будете повышать цены?
У нас нет единой цены. На каждое направление есть около 20 тарифов, по которым система управления доходами выставляет определенное количество мест. Часть по 999 рублей, часть по 1999, часть по 2499 и тд, минимальный тариф по всем направлениям действительно составляет 999 рублей.
— Андрей Юрьевич, поскольку 999 засело прочно в головах, понятно, что это в определенной мере все же маркетинговый ход, примерно за сколько времени до вылета есть возможность приобрести эти билеты именно по этой минимальной цене? Сколько предположительно билетов с этим тарифом на одном рейсе?
По-разному. На маршруте Москва-Белгород таких билетов ровно половина. На маршруте Сочи-Сургут таких билетов будет 2-3 штуки. Все зависит от расстояния, от спроса, от даты перевозки. Для самолетов, которые полетят обратно из Сочи в регионы, весь самолет может быть распродан по 999. Будет ли спрос по этому тарифу — это уже вопрос. Но, конечно, на более востребованных маршрутах чем раньше вы купите билет — тем лучше. Именно поэтому для постоянных пассажиров есть возможность подписаться на новости. Для них и для тех, кто подписался на рассылку, проводим акцию и открываем продажи до того, как это где-то анонсируется или открываются продажи на сайте.
— Каким образом Вы застрахованы от судьбы «Добролета»? Что делается для того, чтобы этот сценарий не повторился с «Победой»?
«Добролет» остановился по причине того, что европейская комиссия внесла его в санкционный список, и ни одно физическое или юридическое лицо в Евросоюзе не могло работать с компанией. Если в такой санкционный список будет внесена любая российская авиакомпания, то ее постигнет абсолютно та же участь.
В Евросоюзе осуществляется не только регистрация воздушных судов, это перестрахование, это аэронавигационное обслуживание… Это касается всех, кто летает на иностранной технике. Поэтому говорить сейчас о том, какой риск, что «Победа» попадет под санкции Евросоюза — все равно что говорить о внесении в этот список любой другой авиакомпании.
— В случае «Добролета» был лизинг. Уточните, пожалуйста, у Вас собственные суда?
Нет, у нас тоже лизинг, но самолеты берутся у компании «Аэрофлот», но не самое важное — лизинг или собственность.
Основная проблема это не сам договор, это договоры перестрахования, потому что все брокеры находятся в Лондоне, и если происходит включение какой-то компании в санкционный список, то перестраховщики тут же отзывают договор страхования. Без него летать нельзя.
— Можно поподробнее рассказать, что это за договор?
Это международные перестраховочные компании, которые берут на себя риски по возмещению ущерба в любом случае. Есть два типа — военные (риски военных действий) и гражданские. Почему страхуемся именно там — у российских авиастраховых компаний не хватает лимитов, активов…. Объем обеспечения рисков крайне велик, поэтому даже если перевозчик страхуется российской компанией, за перестраховкой она обращается туда. К слову, лимит на 1 воздушное судно более 100 миллионов долларов.
«Победа», кстати, не летает в Симферополь не по причине того, что чего -то боимся, а по причине того, что мы разделили бизнес. Другая авиакомпания будет выполнять рейсы из российских регионов в Симферополь, а «Победа» из регионов в аэропорты Черноморского побережья Краснодарского края.
Решение это было принято, что исключить конкуренцию этих авиакомпаний между собой и не более того.
— Вопрос о кадрах. Не секрет, эта работа в гражданской авиации — это работа с высшей степенью ответственности. Откуда берете кадры, учитывая нехватку персонала в этой области по стране, есть ли молодые специалисты и откуда они?
На сегодняшний день у нас есть несколько источников пополнения кадров. Если говорить о пилотах, то есть авиационная школа «Аэрофлота», которая доучивает пилотов после летных училищ, есть большой рынок, на котором благодаря кризисным явлениям высвободился определенный процент квалифицированного летного персонала. Условия труда в Победе по-моему мнению, одни из лучших на рынке, поэтому дефицита летных и других авиационных специальностей мы не испытываем вообще.
На сегодняшний день у нас крупный контракт с Боингом на подготовку и переподготовку с других типов воздушных судов, с маленьких воздушных судов, и у нас в Майами постоянно находится на переобучении несколько человек.
— Немаловажный вопрос, особенно в зимнее время года, для тех, кто прилетает покататься на лыжах и везет весь инвентарь и экипировку с собой — стоимость багажа. Она немаленькая, та же ручная кладь оплачивается отдельно. (999 рублей за место ручной клади при оплате через сайт перевозчика, 1499 рублей при оплате на стойке регистрации, при этом 10 кг багажа можно провозить бесплатно.)
И будут ли программы лояльности для клиентов?
Нет, программы лояльности как таковой не будет, поскольку закладывая программу лояльности в план работы авиакомпании, необходимо понять, за счет чего она будет финансироваться.
Естественно, что она будет финансироваться за счет других пассажиров. На сегодняшний день мы не готовы даже чуть-чуть увеличивать стоимость билета для того, чтобы какое-то отчисление делать в рамках лояльности.
Другое дело, что пассажиры, которые часто пользуются нашими услугами, подписаны на наши новости, получают первыми информацию о начале продаж, акций и так далее. в этом большой плюс для тех, кто постоянно пользуется услугами нашей компании.
Что касается стоимости багажа: да, если человек летит с сумками, лыжами, ботинками и тд, и покупает билет за пару дней до вылета и еще и на выходные, наверно, он заплатит немногим меньше, чем за рейс аэрофлота. Но если он летит с минимальным набором вещей, купил билет заранее и еще 10 килограмм сдал бесплатно в багаж, то цена будет ощутимо ниже. ( Прим.автора: Мне вспомнилась среднестатистическая московская сноубордистка, явно купившая билеты не в последний день, на заплатившая за перелет благодаря багажу порядка 11 000 рублей… Хотя по справедливости близкая подруга прилетела недавно той же авиакомпанией за 2000 рублей)
— Программы лояльности для провоза ручной клади тоже не будет? Она по-прежнему будет платной?
Пока не поменяются Федеральные авиационные правила и Воздушный кодекс — нет.
— Вы сказали, что экономите на всем, кроме безопасности. При этом говорите, что пассажирам будет комфортно на борту Ваших судов. Давайте уточним, что за минимальную цену подразумевается под комфортом?
Комфорт — это 29 дюймов расстояния между кресла в эконом-классе, это точно такое же расстояние на подобном типе судов в любой российской авиакомпании, необходимое для размещения человека среднего роста и веса. Кроме того, есть 17 и 18 ряд, у аварийного выхода, где более широкий проход, поэтому можно бронировать себе эти места и лететь. Кроме того у нас новые кресла, и, хотя они не откидываются, но по уровню комфорта превосходят подобные в предыдущих моделях самолетов.
— Есть ли какие-либо дотации у Победы от бюджета, учитывая то, что авиакомпания создана по поручению Правительства?
Нет, ни Аэрофлот, ни его дочерние компании не получают ни копейки из федерального бюджета в качестве субсидий для развития лоукост-перевозок.
Да, мы участвуем в федеральной программе по Дальнему востоку, но это не имеет никакого финансового отношения к нашим компаниям. Это была своеобразная моральная поддержка. Нет примеров, чтобы авиакомпания, зарегистрированная в сентябре, в декабре выполнила свой первый рейс. Нам была оказана колоссальная помощь в согласовании огромного количества документов, и в прохождении аудита Росавиации, и тд и тд. Все это невозможно недооценивать.
Кстати, мы частенько припоминаем своему аэропорту самое дорогое в России обслуживание, поэтому привожу прямую речь:
— Нас больше волнуют не тарифы в аэропортах, а именно время, которое тратится на обслуживание рейса. Я считаю что у аэропорта Сочи крайне обоснованный тариф на обслуживание, поскольку чем дольше самолет стоит в аэропорту, тем больше платит авиакомпания. По уровню сервиса, технической оснащенности аэропорт Сочи один из лучших в РФ.
Таким образом высокооплачиваемое, но очень быстрое обслуживание сокращает расходы. Чем больше аэропорт обслуживает рейсов, тем активнее он снижает себестоимость перевозок…
На сегодняшний день аэропорт, который готов разворачивать наши самолета за 35 минут ( является абсолютным стандартом в Европе), стал единичным примером для той маршрутной сети, которое пользуемся мы. Среднее время от 50 минут, а для нас это самый важный ресурс, который в случае снижения позволит снизить себестоимость перелета.
— На вашем сайте указаны тарифы на обслуживание одного пассажира и самый высокий тариф — именно сочинский. Коммерческое обслуживание в аэропорту Сочи за каждого вылетающего пассажира 397 рублей, в Сургуте 384 рубля, а в Москве 208.
Это не тариф перевозчика, это тариф аэропорта. Просто нужно понимать, что в этом бизнесе есть большая специфика: в каждом аэропорту есть своя неравномерность, сезонная суточная. Сочи — это до 2015 ярко выраженный сезонный летний аэропорт, где очень большая себестоимость летом переносится и на зиму, для компенсации высокой неравномерности. Как только будет спадать сезонная неравномерность, будут меняться и тарифы
— И заключительный вопрос: когда будет введена электронная регистрация на рейс?
Мобильная и и регистрация через интернет будет возможна тогда, когда в аэропортах нашей сети сможем установить собственную систему регистрации. Я думаю, что аэропорт Сочи будет первым, в котором мы установим эту систему. Постараемся ее внедрить до начала массовых перевозок из Сочи в регионы.